Официальные группы:

Памяти предков: в Калмыкии открылся «Зулын гер»

«Зулын гер» («Лампадный домик») воздвигнут в Кетченеровском районе, в урочище Амта-Бургуста, у подножия кургана Башмин Толга, на месте, где в начале XX в. располагалась высшая буддийская духовная академия Цаннид Чёря.

В открытии культового сооружения приняли участие жители Кетченеровского района, представители буддийских центров Калмыкии, уроженцы этих мест, проживающие за пределами района. На торжественное мероприятие приехали также родственники лам и гелюнгов, служивших в Чёря хуруле. Один из них, Эрдни Батнасунов, привез портрет своего родственника Самтн Хулхачиева. «Самтн Хулхачиев, в народе известный как Самтн эмч, учился здесь, в Чёря хуруле, а когда хурул перенесли в район поселка Ики-Чонос, остался в Кетченерах, где принимал людей. По воспоминаниям старшего поколения, он помогал очень многим людям, лечил от различных болезней. Иногда он не успевал за день принять всех больных, тогда люди оставались на ночь, чтобы попасть к нему», — поделился семейной историей Эрдни.

С приветственным словом к собравшимся обратился председатель совета старейшин кетченеровского рода Алексей Цеев. Он рассказал о некоторых интересных моментах строительства.

Так, год назад силами активистов из п. Кетченеры под руководством Анатолия Анджураева была огорожена небольшая площадка, на которой установили камень, привезенный с Эльбруса, и на нем плиту с краткой информацией. В том же году по пути в п. Сарпа на этом месте побывал Арджа гегян, который прочитал молитву и повязал хадак (церемониальный шарф) на ограду. А уже в этом году по инициативе и спонсорской помощи Николая Хазикова, Намсыра Манджиева, Баты Тараева и других были начаты работы по строительству «Зулын гер» и благоустройству территории вокруг него. Основные строительные работы под руководством Баты Тараева и Анатолия Найминова выполнили, в том числе, жители поселка Гашун-Бургуста. Немалую лепту внес Николай Даваев, который выполнил все сварочные работы. Неустанно каждый день трудился Очир Гаряджиев, оба — кетченеровцы. Посильную помощь оказали жители Элисты и земляки, проживающие за пределами района. На всех этапах строительства неоценимую помощь оказывали монахи Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», которые консультировали строителей по соблюдению всех тонкостей и канонов.

Церемонию освящения «Зулын гер» провели монахи Центрального хурула во главе с шаджин ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, также в церемонии приняла участие монахиня из Тувы Тензин Кунсел.

Символично, что в церемонии открытия принял участие почетный представитель Его Святейшества Далай-Ламы XIV в России, СНГ и Монголии Тэло Тулку Ринпоче, так как 113 лет назад инициатором строительства Цаннид Чёря выступил Хамбо лама Агван Дорджи, являвшийся представителем Далай-Ламы XIII в Российской империи. Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку ринпоче вместе с одной из  старейших жительниц района Валентиной Манджиевой перерезал ленточку, открыв «Зулын гер».

По словам ринпоче, открытие «Зулын гер» планировалось давно, но, к сожалению, из-за пандемии коронавирусной инфекции не смогли сделать этого ранее: «Но тем, не менее, все мы сегодня испытываем большую радость от того, что открываем «Зулын гер».

Говоря о значимости Чёря хурула, Шаджин лама сказал: «Вы знаете, что в прошлом в Калмыкии было более 100 малых и больших хурулов. Но если говорить, какой хурул из всех, которые существовали в то время, был самым известным, то, с точки зрения образования, философии, таким хурулом являлся именно Чёря хурул. Это, действительно, было высшее учебное заведение, где готовили образованных духовных лиц».

«В прошлом были разрушены практически все храмы, субурганы, все культовые буддийские сооружения до самого последнего кирпича, но нашу веру разрушить не смогли. Несмотря на те, непростые времена, наш народ сохранил в своей памяти, в своих сердцах историю и великую значимость Чёря хурула. И уже в наше время, благодаря сохранившейся вере, благодаря усилиям тех людей, о которых сегодня сказали, мы в этом священном месте открываем «Зулын гер». И сегодня мы будем молиться с монахами Центрального хурула, которые получили образование в буддийских монастырях, о том, чтобы мы могли воссоздать наш знаменитый Чёря хурул»,- добавил Шаджин лама.

Во время молебна монахи обратились к трем драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе, после чего совершили два ритуала. Первый ритуал – Чусоль, ритуал очищения и омовения, во время которого призываются все Будды, бохиссатвы, даки и дакини для очищения местности, лампадочного дома и всех присутствующих, второй ритуал Рабне – ритуал освящения.

«Зулын гер» представляет собой небольшой домик, в центре которого установлена большая лампада, которая будет гореть около месяца. Лампада была заказана в Индии и установлена в качестве подношения от монашеской общины Калмыкии, настоятеля монастыря «Чойкорлинг» Тингона, семей Николая Хазикова, Арслана Хазикова, Антонины Цереновой и Баты Тараева, о чем свидетельствует соответствующая гравировка. По словам одного из главных спонсоров Николая Хазикова, открытие «Зулын гер» — это благое дело и дань уважения нашим предкам: «Это подношение мы посвящаем памяти всех жителей Калмыкии, не доживших до наших дней. Они и представить не могли, что будут строиться ступы, возрождаться хурулы. Этот «Зулын гер» мы возвели в их честь».

По окончании молебна со словами благодарности выступила жительница п. Гашун-Бургуста Надежда Пилипкий : «Жители Гашун-Бургусты благодарны вам за то, что вы приехали и открыли наш «Зулын гер». Открытие «Зулын гер» — это, действительно, большой праздник, но это еще и дань уважения памяти лам, в том числе, наших земляков: Якименко Доди, Нюдюльчиева Эрдне, Сараева Андрея, которые служили в хуруле в то нелегкое время. И я хочу сказать, что их учение не остановилось, оно продолжалось и в застойное время. Учение Будды продолжалось, продолжается и будет продолжаться. Мы будем передавать его не только своим детям, но и внукам».

Справочно: В начале XX века в Калмыцкой степи были открыты Высшие буддийские конфессиональные школы – Цаннид Чёря. В 1907 году в Малодербетовском улусе в урочище Амта-Бургуста на кургане Башмин Толга была открыта Цаннид Чёря (позже она была перенесена в район п. Ики-Чонос). Еще одна Цаннид Чёря была открыта в 1908 году в ики-Цохуровском улусе в урочище Санзыр. Третья была открыта в 1917 году при Богширгахинском хуруле (станица Денисовская). В Чёря хурулах изучали калмыцкий, монгольский, тибетский языки, философию буддизма, проходили курс математики, географии, естествознания и астрономии. Программа обучения была ориентирована на традицию обучения в цаннидских монастырях Тибета. Средства на постройку зданий для Чёря предоставили Хамбо-лама Ашван Дорджиев, нойон Ц-Д. Тундутов, зайсанги Бадмаев, Кармыков, Шонтаев и др. Открытие Высших буддийских конфессиональных школ было новым положительным явлением в жизни калмыцкого буддийского духовенства и всего калмыцкого общества.