Официальные группы:

О системе буддийского образования

В конце 80-х начале 90-х годов для буддистов наступило новое время – время возрождения культуры, обычаев и духовных ценностей. В 1988г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов, в том же году открыт первый молельный дом. Собрав необходимые средства, буддийская община г. Элисты приобрела для молитвенного дома здание (по ул. Лермонтова, 83), где проходили службы, а также проводился индивидуальный прием жителей города. Мощным импульсом развития буддизма стали визиты Его Святейшества Далай-ламы XIV летом 1991г. (впервые) и осенью 1992 г. Духовный лидер провел массовые молебны, посетил районы республики, освятил место строительства буддийского храмового комплекса « Геден Шеддуб Чойкорлинг» (Аршанский хурул). Одним из ключевых вопросов религиозного возрождения в республике было создание института буддийской сангхи. Сам Будда говорил, что он там, где есть Виная – свод правил монашеской дисциплины. Шаджин лама, Тэло Тулку Ринпоче, вначале своей работы одним из главных направлений своей деятельности в развитии буддизма определил создание крепкой и чистой в соблюдении обетов монашеской общины.

В 1993 году в Индию была направлена первая группа калмыцких ребят для обучения в монастыре Дрепунг Гоманг. С тех самых пор современные калмыцкие монахи традиционно отправляются на обучение в этот монастырь. Учиться в этом монастыре довольно непросто, и на изучение полного курса уходит  16 лет. Полный курс обучения состоит из пяти модулей, где изучаются так называемые «Пять великих Источников» (тиб. «Щунг по-ти нга»). Это:
1. «Прамана» (Буддийская теория достоверного познания). За основу для изучения берутся трактаты по Прамане, составленные Дигнагой и Дхармакирти, с коментариями к ним более поздних авторов.
2. «Парамита» (Махаянское Учение о совершенной Мудрости). Основой (или коренным текстом) для изучения служит трактат «Абхисамая-аламкара» Майтреи с комментарием Харибхадры и последующей комментаторской литературой.
3. «Мадхьямака» (Теория Срединности). Основой (коренным текстом) этого курса служит трактат Чандракирти «Введение в Мадхьямаку» с последующими комментариями к нему.
4. «Абхидхарма» (Буддийская Феноменология). Основой (коренным текстом) курса служит трактат Васубандху «Абхидхарма-коша»(«Сокровищница Абхидхармы») с последующими комментариями к нему.
5 «Виная» (Учение о Дисциплине). Основой (коренным текстом) курса служит трактат Гунапрабхи «Виная-сутра» с последующими комментариями к нему.

Сначала в течении четырёх лет изучается курс «Праманы», который в свою очередь состоит из курсов по «Дуйра» – Основы логики (2 года), «Тагриг» – Наука о достоверном логическом признаке (1 год) и «Лориг» – Ум и знание (1 год), по завершению которого выдаётся удостоверение (сертификат) «Цема рабчжамбы» (окончившего курс Праманы). Затем в течении шести лет изучается курс Пражняпарамиты, по окончанию которого выдается удостоверение (сертификат) «Парчин рабчжамбы» (выпускника курса Праджняпарамиты). Следующие два года уходят на изучение Мадхъямики (Учения о Срединности), по окончании которого выдается удостоверение  Ума рабджамбы (окончившего курс Мадхъямики). Третий сертификат (удостоверение) Дзо рабджамба (окончившего курс Абхидхармы) выдается еще через 2 года после прохождения курсов по Абхидхарме. Далее в течение 2 лет изучается Виная и выдается сертификат (удостоверение) Дульва рабджамба (окончившего курс Винаи).

На сегодняшний день существует четыре разновидности степени геше: геше дорамба, геше качупа, геше цограмба и геше лхарамба.
Первая из них может быть получена монахом, окончившим курс Парамиты и Праманы в монастыре (в исключительных случаях также принимаются дипломы об окончании некоторых других буддийских учебных заведений) и при этом имеющий основания просить даровать ему эту степень, такие как особые заслуги перед монастырем и т.п. Решение даровать эту степень принимается действующим настоятелем монастыря. Имея же на руках удостоверения об окончании курсов Праманы, Парамиты, Мадхьямаки и выше, учащийся может просить допустить его к экзамену на получение степени «геше-качупа». После одобрения настоятелем, претендент на получение степени геше-качупа должен пройти однодневный экзаменационный диспут в ходе ежегодной церемонии «геше дамча» в монастыре, по окончании которого степень считается защищенной.
Для получения же ученой высшей степени геше-лхарамба, учащийся, закончивший полный курс обучения у себя в монастыре, подаёт заявку на участие в высших меж.монастырских экзаменационных испытаниях традиции Гелуг (тиб. «Гелуг гьюгто»), которые сдаются ежегодно в течении шести лет. После успешной сдачи шестилетних экзаменов, монах также должен участвовать в церемонии «геше дамча» у себя в монастыре, а также  в «геше-дамча» во время молитвенного фестиваля «Монлам Ченмо». Этот фестиваль был учрежден Ламой Цонкапой в 15-м веке в Лхасе, а в наши дни проводится ежегодно в крупных философских монастырях на Юге Индии. Отсюда собственно и название степени: «лха» – это сокращение от слова Лхаса, то есть, в Тибете «лхарамбой» называли геше, получивших свою степень во время диспутов в Лхасе в дни фестиваля Монлам. Так как на Монлам традиционно собирались лучшие знатоки буддийской философии со всего Тибета, эти диспуты считались диспутами самого высокого уровня, поэтому «лхарамба» – самая высшая степень. Степень «геше-цограмба» может быть дарована тем, кто не смог успешно сдать  все шестилетние экзамены на степень «лхарамбы», но прошёл испытания первых двух лет из шести. Также может дароваться выпускникам полного курса обучения в монастыре, показавшим хорошие знания, но при этом, по тем или иным причинам, не имеющим возможность участвовать в экзаменах на соискание степени «геше-лхарамбы». После защиты степени все геше традиционно проходят годовое обучение в одном из тантрических монастырей традиции Гелуг – в монастрях Гьюме и Гьюто. В каком из них монах будет изучать тантры, зависит от линии преемственности, к которой относится его монастырь. В случае особого интереса монаха к тантрам, он может продолжить обучение в тантрическом монастыре и через какое-то время сдать экзамены на ученую степень «нгаграмбы» (знатока тантр). В традиционной системе тантрического обучения с нуля для этого требуется 13 лет, но выпускники философских монастырей, могут пройти обучение быстрее, в зависимости от их способностей.

В 1997 году в монастыре Дрепунг Гоманг на Юге Индии калмыцкий монах Санджи Огулов получил степень геше-дорамба. Он стал первым геше калмыцкого народа, получившим монашескую ученую степень после десятков лет коммунистических гонений на религию и духовенство. В 2016 году Мутул Овьянов успешно защитил степень «геше-качупа» (по калмыцки «гавдж»), последние известные носители этой степени – Осронг Батаев и Очир Дорджиев. На сегодняшний день близки к завершению обучения Дорджи Натыров и Убуш Бембеев. Санал Мукубенов окончил обучение в монастыре и успешно завершил 1 год экзаменов на получение ученой степени.