Официальные группы:

Великий Ачарья Чандракирти

К Чандракирти обращаюсь!
Распространившему полный путь Сутры и Тантры,
Искусному в объяснении обширных и глубинных
Аспектов Срединного пути проявлений и пустотности,
Которые устраняют две крайности
Посредством взаимозависимости и лишь условности.

Его Святейшество Далай-лама XIV

Ачарья Чандракирти родился в местности Самана, на юге Индии. В соответствии с предсказаниями астрологов и с согласия родителей, он стал монахом в Наланде. Он принял обеты послушника от настоятеля монастыря Наланда — Чандранатхи, который дал ему имя Чандракирти.

Со временем он принял обеты бхикшу, изучил Трипитаку и четыре класса Тантры. Он стал выдающимся ученым, сведущим в океане трактатов как буддийских, так и небуддийских философских систем. Он получил все практические наставления по Сутре и Тантре. Ачарья Чандракирти сосредоточенно практиковал все Учение полностью с тем же энтузиазмом, с каким изучал его, и достиг наивысшей реализации. День и ночь Чандракирти упорствовал в медитации об абсолютной Бодхичитте, избегая любых запутанных действий как внутренних, так и внешних.

Однажды настоятель Наланды устроил ему проверку, назначив смотрителем склада провизии. Чандракирти выпустил в лес всех коров и буйволов и доил нарисованную на стене корову, о чём позже Сурьякирти сказал: «Великий Чандракирти получил молоко от изображения коровы и обеспечил им всех монахов». На что настоятель ответил: «Удивительно, достигнув контроля над своим умом, он смог получить молоко от нарисованной коровы!»

В другой раз племя Турушка развязало войну в Индии, и стало известно, что их войска находятся в полумесяце пути от Наланды. Все ученые-пандиты и обладающие магической силой люди страны собрались, чтобы обсудить это и найти решение. Никто не мог найти выход, и тогда Чандракирти сказал: «У меня есть решение — нужно высечь из камня льва. Затем пусть все буддисты молятся Трем Драгоценностям — Будде, Дхарме и Сангхе, а небуддисты — Махешваре». В нужный момент Чандракирти вскочил, взял сандаловую палку длиною в один охват и трижды ударил льва по голове. В тот же миг лев трижды тряхнул своей бирюзовой гривой и распугал всех солдат вражеской армии. Царь Балават Кумара произнес тогда:

Великий Чандракирти призвал
Могущественного каменного льва,
Прекратив войну в Турушкой.
Удивительно, как все обошлось без жертв и потерь!

Ачарья сочинил много текстов, среди них «Введение в Мадхьямаку» (Мадхьямака-аватара-нама) и автокомментарий к нему. Составленный в соответствии с философской мыслью Нагарджуны, автокомментарий дает полное объяснение глубинных и обширных традиций, состоящих из путей, уровней и результативного состояния Будды, которые изложены в сутрах Праджняпарамиты.

Он также написал трактат «Ясные слова толкования основ Мадхьямаки» (Прасаннапада) – комментарий к тексту Нагарджуны «Фундаментальная мудрость Срединного пути» (Муламадхьямака-карика), и «Ясный светоч» (Прадиподдьотана-нама-тика), комментарий на Гухьясамаджу — Царя Тантр. Эти два текста были столь известны среди буддийских учителей, что появилась поговорка: «Солнце и Луна — два светила на небе. «Ясные слова» и «Ясный светоч» — два светила на земле». Среди комментариев индийских мастеров эти два трактата считаются непревзойденными.

«Светоч трех вер»,
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев