Официальные группы:

Великий учитель Ачарья Буддхапалита

К Буддхапалите обращаюсь!
Достигшему уровня наивысшего Сиддхи;
Разъяснившему замысел Арьи Нагарджуны,
Высший смысл взаимозависимости —
Глубинную суть существования как лишь обозначения именем.

Его Святейшество Далай-лама XIV

Ачарья Буддхапалита родился в местечке Хамсакрида, что в Тампале на юге Индии. На родине он принял монашеские обеты и многому там обучился. Выслушав учения по трактатам Ачарьи Нагарджуны от своего учителя Сангхапалы, ученика Ачарьи Нагамитры, он сосредоточенно медитировал на их основе и обрел высшую мудрость. Ачарья Буддхапалита лицезрел Манджушри, получил его благословение и добился высоких реализаций. Он обосновался в храме Дхандапури, на юге Индии, где преподавал Дхарму. Буддхапалита достиг «Сиддхи долгой жизни» посредством практики расаяны.

Ачарья Буддхапалита написал комментарии к множеству трактатов, составленных Арьей Нагарджуной и его учениками, в том числе Арьей Ашвагхошей. Он внес существенный вклад в развитие буддизма, написав знаменитый трактат «Буддхапалита» (Буддхапалита-муламадхьямака-вритти) – комментарий к тексту своего наставника Нагарджуны «Фундаментальная мудрость Срединного пути» (Муламадхьямака-карика). В традиции Мадхьямаки текст Буддхапалиты считается одним из «восьми комментариев» к основному сочинению Нагарджуны, остальные принадлежали самому Нагарджуне, Бхававивеке, Чандракирти и другим.

В своем комментарии Буддхапалита обращается к диалектическому приему сведения к абсурду утверждений оппонента. Он ограничивался демонстрацией тех нежелательных для оппонента следствий из его контраргументов, которые вступают в неразрешимое противоречие либо с другими его положениями, либо со здравым смыслом, либо с буддийской доктриной в целом. Данный метод ведения дискуссии, целью которой была победа в споре, впоследствии вызвал критику со стороны Бхававивеки, отстаивавшего необходимость положительной аргументации через раскрытие собственных тезисов Мадхьямаки. С другой стороны, он был одобрен и продолжен Чандракирти – наиболее авторитетным комментатором сочинений Нагарджуны. Буддхапалиту считают основателем школы Мадхьямака-прасангика.

«Светоч трех вер»,
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев