Официальные группы:

Великий учитель Ачарья Шантаракшита

Обращаюсь к Великому настоятелю Шантаракшите!
Распространившему учение Будды в «Стране снегов» — Тибете;
Искусному в различении Мадхьямаки и системы логики — Праманы;
Основателю традиции «Срединного пути двух видов пустоты»
В соответствии со способностями учеников.

Его Святейшество Далай-лама XIV

Великий настоятель Ачарья Шантаракшита родился на востоке Индии, в семье царя Захора. Он отказался от царства, словно плевка в грязи, и принял обеты бхикшу от настоятеля Джнянагарбхи. Под его опекой, Ачарья Шантаракшита строго соблюдал монашеские обеты, как они изложены в «Четырех агамах Винаи» традиции Сарвастивады. Под руководством Джнянагарбхи он также изучил Трипитаку и стал прекрасным ученым. Затем от учителя Винитасены Шантаракшита получил учение по «Украшению ясных постижений» (Абхисамайя-аламкара) — сущностным наставлениям по сутрам Праджняпарамиты. Он изучил сутры Праджняпарамиты, а также сущностные наставления к ним. Добившись удивительных переживаний и постижений, он даровал нектар священной Дхармы многим удачливым существам.

Ачарья Шантаракшита сочинил «Украшение Срединного пути» (Мадхьямака-аламкара-карика) и комментарий к нему, где излагал глубинные и обширные системы пути Махаяны, и преподал их своим многочисленным последователям. Он разъяснил наставления по сутрам Праджняпарамиты, как проясняют тьму лучи Солнца. Этот великий учитель прожил долгую жизнь, и у него было много последователей в начале, в средине и в конце жизни. Среди них было два несравненных ученика — Харибхадра и Камалашила.

Желая распространить учение Будды на благо всех живых существ, тибетский царь Дхармы Трисонг Децен дважды посылал Ба Сельнанга и других в Непал, чтобы пригласить Шантаракшиту в Тибет. Они усердно трудились, чтобы выполнить повеление царя, и им дважды удалось привезти великого настоятеля Бодхисаттву Шантаракшиту в Тибет. Во время второго визита Ачарья Шантаракшита вместе с Гуру Падмасамбхавой, вдвоем, провели церемонию освящения земли под строительство монастыря Самье. В год огненного зайца был заложен фундамент будущего монастыря. Архитектурный проект был подготовлен на основе монастыря Отантапури, который, согласно древней буддийской космологии, заключал в себе символы горы Меру и двенадцати континентов, Солнца и Луны, и был обнесен железной оградой. Строительство монастыря Самье было завершено в год земляного зайца, и настоятель Шантаракшита вместе с Гуру Падмасамбхавой провели церемонию освящения. В честь открытия монастыря было устроено большое торжество.

Затем, в год овцы, двенадцать монахов традиции Сарвастивада были приглашены в Тибет, и семь тибетских мальчиков — Йеше Вангпо и другие, приняли монашеские обеты. Это было сделано для того, чтобы проверить: подойдёт ли монашество для тибетского общества или нет. Этих первых монахов Тибета назвали «семеро испытателей». Как только они стали монахами, то обрели множество удивительных духовных достижений, в том числе ясновидение. Царь Трисонг Децен пожелал, чтобы традиция Сарвастивада настоятеля Шантаракшиты получила широкое распространение и надолго сохранилась в Тибете. По его указу, на стенах Самье были нарисованы держатели этой монашеской традиции от Арьи Шарипутры и Рахулы до настоятеля Бодхисаттвы Шантаракшиты.

«Светоч трех вер»,                                                 
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев