Официальные группы:

Великий учитель Ачарья Васубандху

К Наставнику Васубандху обращаюсь!
Прославленному как «Второй Всеведущий»;
Кто, приняв традиции семи трактатов Абхидхармы и двух видов пустоты,
Прояснил системы Вайбхашики, Саутрантики и Виджнянавады.

Его Святейшество Далай-лама XIV

Матерью Васубандху была Пракашашила, которая также дала жизнь и Ачарье Асанге. Выйдя замуж за брахмана, она родила замечательного сына. В согласии с ведической тради¬цией брахманов, на языке мальчика написали букву «А», чтобы развить его интеллект. Повзрослев, Васубандху под ее руководством изучил общие науки – алфавит, астрологию и четыре Веды и стал весьма сведущим в них. Мать увещевала его: «Прими монашеские обеты, изучи Трипитаку и распространяй Учение Будды». Последовав совету матери, он стал выдающимся ученым монастыря Наланда. Впоследствии он отправился в Кашмир и попросился в ученики к Сангхабхадре. В то время, он выучил наизусть весь текст Махавибхашакоши — краткое изложение ключевых моментов семи трактатов по Абхидхарме и «Четырех агам Винаи» и полностью постиг суть предмета. В Кашмире он даровал множество учений большому количеству учеников и привел к процветанию традицию изучение логики.

Со временем он вернулся в Наланду. Давая учения многочисленным знатокам Трипитаки, Васубандху встретил немало работ, написанных своим старшим братом Асангой. Асанга также слышал о своем младшем брате, попрекающем Учение Махаяны и его последователей. Зная, что слова Васубандху не имеют оснований, Асанга отправил к нему двух своих учеников читать «Сутру десяти уровней» (Дашабхуми-сутра) и «Сутру нескончаемой мудрости» (Акшаямати-сутра). Так он хотел помочь своему брату исправить совершенные им ошибки. Услышав эти сутры, Васубандху пришел к Асанге, раскаялся в своих проступках и затем постепенно освоил Учение Махаяны. Повторение «Праджняпарамиты в восьми тысячах строф» (Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра) стало его ежедневной практикой. Индийские ученые того времени говорили, что со времен паринирваны Будды не было человека со столь обширными знаниями, как у великого Васубандху. Большую известность получил его труд «Сокровищница Абхидхармы» (Абхидхармакоша). Он также сочинил комментарии к текстам Асанги «Украшение сутр Махаяны» (Махаяна-сутра-аламкара), «Различение явлений и природы явлений» (Дхарма-дхармата-вибхага) и «Краткое руководство к Учению Махаяны» (Махаяна-санграха).

После кончины Асанги Васубандху стал настоятелем университета Наланда. Тогда повсюду трубили, что во времена Васубандху изучение Махаяны в стране Одивиша процветало даже больше, чем при Асанге. У него было шестьдесят тысяч учеников-монахов в Одивише. В конце жизни Васубандху ушел в Непал и там скончался.

У этого великого мастера было четыре выдающихся ученика, которые прославились тем, что превзошли его в соответствующих сферах знания: Гунапрабха – в Винае (своде монашеской дисциплинв), Стхирамати – в Абхидхарме (высшем знании), Дигнага в Прамане (теории познания) и Арья Вимуктисена – в Праджняпарамите (Совершенстве мудрости). Так Васубандху воспитал плеяду выдающихся ученых, способных хранить и передавать Учение.

«Светоч трех вер»,
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев