Официальные группы:

Великий учитель Дипанкара Шри Джняна — Атиша

К Владыке Атише взываю!К доброму повелителю Учение Муни в Стране снегов;
Объяснившему все без исключения традиции
Глубинного и обширного Слова Будды
Как путь для трех типов личности.

Его Святейшество Далай-лама XIV

Владыка учитель Атиша родился во дворце своего отца, царя Кальянашри. Его мать звали Шри Прабхавати. Он был превосходным ученым в области пяти наук. Поступив в монастырь Наланда, Атиша получил учение о порождении Бодхичитты от учителя Бодхибхадры. От учителя Видьякокилы он получил общие наставления по ступеням пути к Просветлению и, в особенности, подробные объяснения по глубинному воззрению, берущие свое начало от Нагарджуны. От учителя Рахула Гупты он получил полное тантрическое посвящение и тайное имя Джняна Гупта Ваджра. С двадцати одного года и до двадцати девяти лет он получил все посвящения, устные передачи и практические наставления по всем четырем классам Тантры. Завершив их практику он лицезрел многих божеств. В Бодхагае, от Старейшины традиции Махасангхика Шиларакшиты он получил монашеские обеты и имя Дипанкара Шри Джняна. Затем Атиша подробно изучил Трипитаку колесницы характеристик (философские учения Сутры). С учителем Дхарма Ракшитой он на протяжении двенадцати лет изучал текст Махавибхаша, комментарии к четырем текстам Винаи. Так он стал драгоценностью в венце всех восемнадцати подшкол традиции Вайбхашика.

Тринадцать месяцев он плыл через океан к Гуру Суварнадвипе (Серлингпа) за наставлениями по Бодхичитте. Он прожил рядом с ним двенадцать лет, изучив общую структуру стадий пути к Пробуждению и получив полные наставления по порождению драгоценной Бодхичитты. Вернувшись в Индию, Атиша стал выдающимся хранителем Учения Будды.

В то время буддийский царь княжества Нгари в Тибете, Лха Лама Еше О и его племянник Джангчуп О, не жалея собственной жизни, усердно распространяли в Тибете Учение Будды во всей его полноте. Желая достичь своих целей, они отправили Гья Цюнду Сенге, Нагцо Лоцаву и многих других смышленых и смелых молодых тибетцев в Индию, чтобы пригласить Атишу в Тибет. Эти посланцы превозмогли огромные трудности и лишения, но добились приезда Атиши в княжество Нгари, на западе Тибете. Там, по просьбе царя Лха Лама Джангчуп О, Атиша сочинил «Светоч на пути к Пробуждению» (Бодхи-патха-прадипа), краткий текст, вобравший в себя важнейшие моменты Сутры и Тантры. «Нет более ценного текста в мире, чем «Светоч на пути к Пробуждению», – говорили ранние учителя традиции Кадам.

Учитель Атиша прожил в Нгари три года, девять лет — в Ньетанге и ещё пять лет — в центральной провинции У и Цанге. Он даровал учения и наставления по всем аспектам Сутры и Тантры удачливым ученикам и восстановил чистоту Учения в Тибете. У него было много учеников в Индии и Тибете, особое место среди них занимает Дромтон Гьялве Джунгне, три брата Кадампы, которые продолжили его учение.

«Светоч трех вер», перевод и транслитерация Б.Л.Митруев