Официальные группы:

Далай-лама XII ТРИНЛЕ ГЬЯМЦО (1856-1875)

Победоносный Владыка в [Его] двенадцатом воплощении Тринле Гьямцо родился в четырнадцатом рабджунге огня-дракона, в 1856 г.н.э. у подножия Дзинче в Ньянпо Олька. Отцом Его был Пюнцок Цэван, а матерью — Цэрин Юдрён.

В возрасте пяти лет в [год] железа-обезьяны  в 1860 г.н.э., в согласии с ясными результатами проверки золотой вазы95, [Он] был приглашен в Лхасу и возведен на золотой трон Великого Дворца. Постепенно [Его Святейшество прошел] ступени обучения у Вседержителей и принял обеты начального монашества от [держателя] трона Кхьенрап Ванчука.

Радрэнпа96 правил восемь лет. В [году] воды-собаки в 1862 г.н.э. монашество выступило против разрушения [им традиции] раздачи подаяния на великих дебатах97 в Дрепунге и по причине смуты, поднятой собранием чиновничества Гандэна, Дрепунга и т.д., взяв [с собой] государственную печать, Радрэнпа поспешно бежал в Китай через Север.

В конце этого же года Шедрава Ванчук Гьяльпо был возведен на трон регента. Всеохватывающий Настоятель98 Гьельван Чёдже был смещен, и на [его] место был назначен Пельдэн Дёндруп — казначей держателя трона Гандэна.

В [год] воды-свиньи, в 1863 г.н.э. Гёнпо Намгьял из Ньягрон в Докхам завладел всеми областями Нари.

Поскольку Шедрава на третьем году правления покинул тело во дворце Кельсан, согласно [решению] общего совещательного собрания Тибет[ского правительства] правителем был назначен держатель трона Гандэна в отставке Дэдрук Хутухту Ёндзин Лопсан Кхьенрап Ванчук.

В пятнадцатом рабджунгежелеза-овцы, в 1871 г.н.э. в связи с различными действиями Всеохватывающего настоятеля Пельдэн Дёндрупа в Гандэне возникли смуты. Дэдрук правил десять лет и в [год] воды-птицы, в 1873 г. н. э. покинул тело в Норбулинке.

В этом [же] пятнадцатом рабджунге воды-птицы Его Святейшество в возрасте 18 лет сам взял на себя ответственность за правление в обеих сферах; однако, в силу недостаточных достоинств живых существ, в возрасте двадцати лет в [год] дерева-свиньи, в 1875 г. н. э. мысль [Его] ушла [из тела] на благо других.

После этого, в течение нескольких месяцев дела Тибета велись кабинетом министров. Вскоре, в том же году, согласно общему желанию обширного собрания [правительства], замещающим Победителя правителем был назначен Тацак Джедрун Нагван Пельдэн Чёкьи Гьялцэн.

95 Один из способов проверки воплощения Далай-ламы, при котором имена кандидатов пишутся на листках бумаги, закатываются в шарики цампы и кладутся в золотую вазу (тиб. бумпа). Вазу встряхивают, совершая молитвы и т.д., и выпавший шарик показывает имя Далай-ламы.

96 Нагван Еше из Радрэна.

97 Сэра, Дрепунг и Гандэн являются крупнейшими монастырями традиции гелук, имевшими в то время не только духовную, но также политическую власть. Раздача подаяния на великих дебатах являлась важной ежегодной церемонией, во время которой верующими раздавались обширные пожертвования пищи и т.д., на которые монахи могли существовать в течение нескольких месяцев.

98 Являлся крупным чиновником из монашеской свиты Да­лай-ламы, Его казначеем.