
Обращаюсь к Сыну Победителей Арьядеве!
Старшему из сыновей Нагарджуны;
Наивысочайшему из ученых и практиков,
Пересекшему океан буддийских и небуддийских доктрин;
Славной драгоценности в венце держателей
Традиции комментариев Нагарджуны!
Его Святейшество Далай-лама XIV
Как указывается в жизнеописании Ачарьи Арьядевы, составленном по достоверным источникам Страны благородных – Индии, и «Комментарии к четырем сотням строф» (Чатухшатака-тика), составленном Ачарьей Чандракирти, у царя Шри-Ланки по имени Панчашригам родился сын, наделенный прекрасными знаками. Сын этот принял обеты отречения от настоятеля Хемадевы и стал монахом. Будучи весьма сведущим в текстах Трипитаки — «Трех корзин», он служил настоятелем в монастыре Наланда. Но, несмотря на поучения многих наставников, он не мог достичь реализации. Услышав, что на юге Индии живет учитель Нагарджуна, он сразу же преисполнился веры в него. Ачарья Арьядева отправился к Нагарджуне и застал его за изготовлением пилюль «расаяны» из ингредиентов, собранных накануне. Ачарья Арьядева поклонился и попросил Нагарджуну взять его в ученики. Нагарджуна согласился, даровав ему посвящение и наставления по Гухьясамаджа-тантре.
В дальнейшем Ачарья Арьядева поселился на горе Шри Парват и под руководством Нагарджуны обрел немало духовных достижений, в том числе овладел алхимией. В завершении Нагарджуна дал ему глубокие наставления по сущности Учения.
В то время в монастырь Наланда, где было семь «гандол» (монашеских обителей), четырнадцать больших храмов и тысяча пятьсот ученых пандит, пришел небуддийский ученый по имени Ашвагхоша.
«Я, Ашвагхоша, – сказал он, – и я прибыл сюда, чтобы вызвать вас на диспут. Если вы победите, я утоплюсь в Ганге. А если я одержу верх, то вы примите мою религию, а ваши храмы и книги будут сожжены. Попросим царя быть судьей в нашем диспуте. Итак, назначайте время».
Обсудив брошенный им вызов, монахи Наланды решили написать письмо учителю Нагарджуне и его ученику с просьбой прийти им на помощь. В течение нескольких дней они молились защитнику Махакале, и, наконец, из сердца статуи появился ворон, схватил клювом письмо и полетел к Нагарджуне. Прочитав письмо, Нагарджуна рассказал о нем своему ученику Арьядеве. Вначале они устроили пробный диспут между собой, а затем учитель Нагарджуна сказал Арьядеве: «Можешь отправляться в путь, в твоих силах победить соперника». Прибегнув к магическим силам, Арьядева перенесся в Наланду. Взращивая сострадание, он по пути в Наланду отдал один свой глаз слепой нищенке.
Во время диспута трон царя стоял в центре, справа расположился Арьядева, слева — Ашвагхоша. Когда все собрались, Арьядева и Ашвагхоша устроили диспут, используя логические доводы. В конце концов, Арьядева обратил Ашвагхошу в буддизм, применив различные методы, в том числе и демонстрацию магических сил.
Более того, Арьядева был святым, чей приход был предсказан самим Буддой в «Коренной тантре Манджушри» (Арья-манджушри-мула-тантра):
Святой монах из Сингала (Шри-Ланки),
Не будучи благородного рода, но носящий имя Арья,
Повергнет соперника и сокрушит небуддийские мантры.
Он написал много глубинных и обширных трактатов, включая «Четыреста строф» (Чатухшатака-шастра-карика-нама) и «Светильник собрания практик» (Чарья-мелапака-прадипа).
«Светоч трех вер»,
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев