Официальные группы:

Великий учитель Ачарья Асанга

К Асанге обращаюсь!
О котором заботился Майтрея;
Искусному в распространении всех сводов Учения Махаяны;
Указавшему обширный путь и основавшему традицию Виджнянавады
Точно так, как было предсказано Буддой.

Его Святейшество Далай-лама XIV

Появление Ачарьи Асанги было предсказано в «Коренной тантре Манджушри»:

«Через девятьсот лет после моей смерти появится бхикшу по имени Асанга, постигший смысл комментариев. Он проведет различие между прямым смыслом сутр и смыслом, нуждающемся в толковании…»

Как указывается в предсказании, отец Асанги был царского рода, а мать по имени Пракашашила происходила из семьи брахмана. Пракашашила видела, что буддизм, трижды пострадавший от рук недругов, пришел в упадок. Желая возродить буддийское учение, что было не по силам женщине, она решила принести пользу Дхарме, родив сына.

С этим намерением она вступила в союз с царём, и на свет появился Асанга. Когда Асанга подрос, то спросил свою мать: «Каково занятие моего отца?» Она отвечала ему: «Ты был рождён не за тем, чтобы идти по стопам своего отца. Ты был рожден потому, что я более не могла выносить упадок буддизма. Поэтому ты должен стать буддийским монахом, изучить Трипитаку — «Три корзины», и упражняться в медитации. Так ты распространишь Учение Будды». Он принял обеты монаха-послушника, а затем и полные обеты бхикшу от настоятеля, дарующего обеты, учителя предписаний и необходимого числа монахов.

Продолжив изучение Трипитаки, Ачарья Асанга каждый год запоминал по сто тысяч строф из Трипитаки и постигал их смысл. Так вскоре он выучил всю Трипитаку. Однако ему было трудно понять этапы пути Махаяны, смысл которых скрыт в сутрах Праджняпарамиты.

Желая постичь весь путь Махаяны, изложенный в сутрах Праджняпарамиты, и распространить Дхарму, Ачарья Асанга в течение двенадцати лет медитировал о Покровителе Майтрее в пещере горы Птичья нога. Наконец, он лицезрел Майтрею, и тот спросил его: «Чего ты желаешь?» «Я хочу распространить учение Махаяны», – ответил Асанга. Тогда Майтрея велел ему: «Держись за мое монашеское одеяние», и они полетели в божественную сферу Тушита.

Там Асанга провел лишь мгновение по меркам богов, а по меркам людей — пятьдесят лет, и все это время получал от Майтреи бессчетные наставления по Махаяне. В их числе пять «Учений Майтреи», которые раскрывают ступени пути к Пробуждению, скрытые в сутрах Праджняпарамиты. Эти пять трактатов: «Украшение ясных постижений» (Абхисамайя-аламкара), «Украшение сутр Махаяны» (Махаяна-сутра-аламкара), «Различение срединного и крайностей» (Мадхьянта-вибханга), «Различение явлений и природы явлений» (Дхарма-дхармата-вибхага) и «Наивысший непрерывный поток» (Уттаратантра).

Затем Асанга вернулся на землю, применив сверхъестественные способности, и записал пять «Учений Майтреи». Он также составил свои комментарии к текстам «Праджняпарамита в 25 тысячах строф», «Наивысший непрерывный поток» и «Священная сутра истолкования замысла», а также 5 трактатов, включая «Уровни Бодхисаттв» (Бодхисаттва-бхуми) и «Краткое руководство к Учению Махаяны» (Махаяна-санграха).

В последние годы жизни Асанга стал настоятелем университета Наланда, где прослужил двенадцать лет. Он поддерживал Дхарму, построив буддийские центры во всех святых местах Индии. При нем выросло число монахов в буддийских общинах. Асанга скончался в Раджагрихе. Его главным учеником был Учитель Васубандху, который продолжил дело учителя.

«Светоч трех вер»,
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев