Его Святейшество Далай-лама XIV, Тензин Гьяцо, является духовным лидером тибетского народа. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб.

В 1909 году Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937 году, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний двухлетний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией своего предшественника.
Далай-ламы являются воплощениями на земле Ченрезига, Будды Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо.

Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Йеше Норбу – «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун – «Присутствие».
Далай-лама был возведен на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибета. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949-50х годах он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Не заручившись поддержкой Пекина, он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти пристанище в Индии.
Образование
Далай-лама обучался по традиционной тибетской системе, у него было два официальных наставника — Линг Ринпоче и Триджанг Ринпоче. В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность).

Далай-лама приступил к учебным занятиям в шестилетнем возрасте и завершил обучение в двадцать пять лет, получив высшую ученую степень геше лхарамба (доктора буддийской философии). В двадцать четыре года он сдал предварительные экзамены в трех главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сера и Гандене. Финальные экзамены состоялись в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года. Они проходили в присутствии 20 000 ученых-монахов.
Руководство страной
17 ноября 1950, после вступления в Тибет войск народно-освободительной армии Китая, Его Святейшество, которому было тогда всего 16 лет, был вынужден принять на себя политические полномочия, став главой государства и правительства.

В 1954 он едет в Пекин для проведения мирных переговоров с Мао Цзе-дуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Джоу Эн-лаем и Дэн Сяо-пином. В 1956, посещая Индию в рамках празднования 2500-летия со дня рождения Будды, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Джоу Эн-лаем для обсуждения обострения ситуации в Тибете.
Его усилия по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жесткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая повлекла за собой народные волнения. Движение сопротивления быстро распространилось и в другие части Тибета. 10 марта 1959 года в столице Тибета, Лхасе, вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху восстание. Его участники требовали Китай уйти из Тибета и утверждали независимость своей страны. Тибетское народное восстание было жестоко подавлено китайской армией. Его Святейшество покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. За ним в изгнание последовало около 80 тысяч тибетцев.
С 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала, которую называют «маленькой Лхасой». Там расположена штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.
В первые годы изгнания Его Святейшество неоднократно обращался в Организацию Объединенных Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению. Сформировав новое тибетское правительство в изгнании, Его Святейшество видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство. Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетских детей, прекрасно знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 году был создан Тибетский институт драматических искусств ( TIPA ), а также Центральный институт высшей тибетологии – высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

В 1963 году Его Святейшество провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модель будущего свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Его Святейшество постоянно подчеркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста.
1987 году на Совещании Конгресса США по правам человека Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также начало серьезных переговоров о будущем Тибета.
15 июня 1988 года в Страсбурге он выдвинул расширенный вариант «Плана из пяти пунктов», предложив демократическое самоуправление в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой».
2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям.
9 октября 1991 года выступая в Йельском университете в США, Его Святейшество сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы собственноручно оценить сложившуюся политическую ситуацию. «Я очень беспокоюсь, – сказал он, – что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путем переговоров».
Контакты с востоком и западом
С 1967 года Его Святейшество Далай-лама предпринял ряд путешествий по всем пяти континентам и к настоящему моменту побывал уже в 46 странах мира. Россию Его Святейшество посетил уже семь раз: трижды в советский период – в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию. В 1994 году вновь побывал в Москве, и 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Его Святейшество прибыл с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.
Межрелигиозный диалог
Его Святейшество Далай-лама встречался Папой Римским Павлом VI в Ватикане в 1973 году. На пресс-конференции в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II : «Мы живем в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих мир. Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою в отношениях между народами».

Далай-лама встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане в 1980, 1982, 1990, 1996 и 1999. В 1981 Его Святейшество беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской, римской католической и иудейской церкви и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба.
«Я всегда верю, – говорил он, – что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».
Признание и награды
С 1973 года, когда Его Святейшество впервые посетил страны запада, многие зарубежные институты и университеты присуждали ему награды и почетные ученые степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды.
Вручая Его Святейшеству премию имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос отметил:
«Мужественная борьба Его Святейшества Далай-ламы свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за права человека и мир во всем мире. Его неиссякаемое стремление положить конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности»
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Его Святейшеству за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека: филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерного век», США); награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).
1957 | Доктор гуманитарных наукБенаресский университет индуизма (Индия) |
31 августа 1959 | Премия Рэймона Магсейсея за руководство сообществомКомитет Рэймона Магсейсея (Филиппины) |
16 сентября 1959 | Мемориальная награда адмирала Ричарда И. БирдаМеждународный комитет по спасению (США) |
23 января 1969 | Премия Линкольна за выдающееся руководство в деле служения свободеИсследовательский институт Америки (США) |
Премия Лакетта за вклад в работу с беженцамиНорвежский совет по делам беженцев (Норвегия) | |
17 июня 1979 | Особая медальАзиатский буддийский совет за мир (Монголия) |
17 сентября 1979 | Почетное гражданствоМэрия Хьюстона (Техас, США) |
17 сентября 1979 | Доктор богословияКэрольский колледж (Уокеш, США) |
22 сентября 1979 | Доктор буддийской философииКалифорнийский университет Лос-АнджелесаФакультет востоковедения (США) |
27 сентября 1979 | Ключи от Сан-ФранцискоМэр Сан-Франциско г-н Файнштейн (США) |
Сентябрь 1979 | Ключи от Лос-АнджелесаМэр Лос-Анджелеса г-н Том Брэдли |
4 октября 1979 | Доктор гуманитарных наукУниверситет Сиэтла (США) |
19 октября 1979 | Премия «Факел Свободы»Гилберт ди Лючия (США) |
21 июля 1981 | Почетный гражданинГород Уитон (Иллинойс, США) |
16 января 1984 | Почетная докторская степеньПарижский университет (Франция) |
28 сентября 1987 | Гуманитарная премия Альберта ШвейцераФонд гуманных деяний (Нью-Йорк, США) |
16 июня 1988 | Премия Леопольда ЛукасаТюбенгенский университет (Германия) |
21 июня 1989 | Премия Рауля Валленберга за защиту прав человекаСовещание Конгресса США по правам человека (Вашингтон, США) |
23 сентября 1989 | Признание за стойкость в тяжелые времена 1989Совет по управлению миром (США) |
4 декабря 1989 | Премия памятиФонд Даниэль Миттеран (Франция) |
10 декабря 1989 | Нобелевская премия мираНорвежский Нобелевский комитет (Норвегия) |
14 января 1990 | Доктор богословияЦентральный институт высшей тибетологии (Сарнатх, Индия) |
Июнь 1990 | Докторская степеньУниверситет Болоньи (Болонья, Италия) |
8 декабря 1990 | Почетная докторская степеньУниверситет штата Карнатака (Дарвад, Индия) |
25 марта 1991 | Премия Широмани, 1991Институт Широмани (Дели, Индия) |
6 апреля 1991 | Награда за выдающееся лидерство в области миротворческой деятельности, 1991Фонд «Мир в ядерный век» (Санта-Барбара, США) |
17 апреля 1991 | Премия за пропаганду прав человека«Дом Свободы» (Нью-Йорк, США) |
23 августа 1991 | Награда «За мир и единство»Национальная конференция в защиту мира (Нью-Дели, Индия) |
10 октября 1991 | Премия «Объединенная земля»Организация «Объединенная земля» Клауса Нобеля (США) |
10 октября 1991 | Премия «Колесо жизни»Храм понимания (Нью-Йорк, США) |
5 января 1992 | Доктор литературыУниверситет Андры (Висакапатнам, Индия) |
16 февраля 1992 | Доктор священной философииЛафаеттский университет (США) |
25 марта 1992 | Премия ШироманиИнститут Широмани (Индия) |
5 мая 1992 | Доктор праваМельбурнский университет (Австралия) |
6 июня 1992 | Почетная докторская степеньУниверситет Рио-де-Жанейро (Бразилия) |
10 июня 1992 | Почетная докторская степеньКатолический университет (Бразилия) |
11 сентября 1992 | Почетный профессорКалмыцкий государственный университет (Калмыкия, Россия) |
17 сентября 1992 | Почетный профессорНовосибирский государственный университет (Россия) |
14 марта 1993 | Международная награда «Герою в борьбе за свободу»Коалиция свободы (Австралия) |
13 мая 1993 | Почетная степень доктор праваАбердинский университет (Великобритания) |
14 мая 1993 | Почетная степень доктор праваУниверситет Сент-Эндрюса (Великобритания) |
13 июня 1993 | Первая премия за гуманностьФонд Сарториуса (Германия) |
20 марта 1994 | Почетное членствоДревнееврейский университет (Иерусалим, Израиль) |
25 апреля 1994 | Доктор гуманитарных наукКолледж в Береа (США) |
26 апреля 1994 | Доктор гуманитарных наук и искусствКолумбийский университет (Нью-Йорк, США) |
27 апреля 1994 | Ежегодная награда за миротворческую деятельность в области безопасности в миреАльянс нью-йоркских юристов (Нью-Йорк, США) |
4 июня 1994 | Медаль четырех свобод им. Франклина РузвельтаИнститут Франклина и Элеоноры Рузвельт (Мидделбург, Голландия) |
2 января 1995 | Доктор гуманитарных наукНагпурский университет (Индия) |
5 апреля 1995 | Доктор буддийской философииУниверситет Рисшо (Япония) |
15 января 1996 | Дух мечтыФонд Международного дома блюза(Голливуд, Калифорния, США) |
26 июля 1996 | Президентская медаль за выдающиеся заслугиУниверситет штата Индиана (Япония) |
1997 | Награда им. Паулоса Мар ГрегориосаКомитет Паулоса Мар Грегориоса (Индия) |
23 марта 1997 | Почетная докторская степеньУниверситет Чу Сана (Тайвань) |
23 марта 1997 | Доктор общественных наукУниверситет Сун Ят-сена (Тайвань) |
31 мая 1997 | Почетная докторская степеньУниверситет штата Колорадо (США) |
1 июня 1997 | Почетная докторская степеньУниверситет Реджиса (США) |
11 сентября 1997 | Доктор международных дипломатических наукУниверситет в Триесте (Италия) |
5 мая 1998 | Премия Джулиет ХоллистерФонд Джулиет Холлистер (Нью-Йорк, США) |
8 мая 1998 | Доктор гуманитарных наукУниверситет Брандейса (Бостон, США) |
11 мая 1998 | Доктор богословияУниверситет Эмори (Атланта, США) |
15 мая 1998 | Доктор праваУниверситет штата Висконсин (США) |
11 ноября 1998 | Почетная докторская степеньКолледж в Сетон Хилл (США) |
7 апреля 1999 | Почетная докторская степеньБразильский университет (Бразилия) |
9 апреля 1999 | Почетная докторская степеньУниверситет Буэнос-Айреса (Аргентина) |
16 апреля 1999 | Доктор теологииМеждународный университет штата Флорида (США) |
12 октября 1999 | Премия БодхиАмериканский буддийский конгресс (США) |
24 ноября 1999 | Награда за выдающиеся достиженияМеждународная женская сионистская организация Америки в Адассе (Иерусалим, Израиль) |
12 декабря 1999 | Награда за мир и гармонию в мире им. Дивалибена Моханлала МехтыБлаготворительный фонд Дивалибена Моханлала Мехты (Индия) |
16 октября 2000 | Почетная докторская степеньУниверситете Комениуса в Братиславе (Словакия) |
10 июня 2001 | Орден « Ecce Homo »Польша |
26 ноября 2001 | Почетная докторская степеньУниверситет Лусиады Порто (Португаля) |
5 декабря 2001 | Почетная докторская степеньУниверситет Тромсо (Норвегия) |
21 мая 2002 | Награда за мир 2000Ассоциация ООН Австралии (Австралия) |
6 июля 2002 | Человек годаХорватское академическое общество (Хорватия) |
14 октября 2002 | Премия университета Граца за защиту прав человекаУниверситет Граца (Грац, Австрия) |
7 ноября 2002 | Почетная докторская степеньГосударственный университет Монголии (Монголия) |
7 ноября 2002 | Почетная докторская степеньМонгольский университет науки и технологии (Монголия) |
5 декабря 2002 | Премия БасавашриБасавакендра, Шри Муругхамат, Читрадурга (Индия) |
3 июня 2003 | Медаль за защиту человеческого достоинства и свободыФонд Сигтуны (Стокгольм, Швеция) |
5 сентября 2003 | Почетная докторская степеньУниверситет Сан-Франциско (США) |
19 сентября 2003 | Премия за защиту прав человекаМеждународной лиги по правам человека (Нью-Йорк, США) |
24 сентября 2003 | Гуманитарная премия ХилтонаФонда Конрада Хилтона (Нью-Йорк, США) |
9 октября 2003 | Международная премия Хайме Брунет за защиту прав человекаФонд Хайме Брунет (Мадрид, Испания) |
16 апреля 2004 | Вторая гражданская премия за укрепление мираКалифорнийский университет (США) |
19 апреля 2004 | Почетная докторская степень в области праваУниверситет Британской Колумбии, Канада |
20 апреля 2004 | Почетная докторская степеньУниверситет Саймона Фрейзера (Ванкувер, Канада) |
27 апреля 2004 | Почетная докторская степеньУниверситет Торонто (Канада) |
27 апреля 2004 | Международная премия за мир имени Ачарьи Сушила КумараУниверситет Торонто (Канада) |
27 мая 2004 | Почетный членЛиверпульский университет имени Джона Мурза (Великобритания) |
28 мая 2004 | Премия Крисмас Хамфри за служение буддизмуБуддийское общество (Великобритания) |
18 сентября 2004 | Почетная докторская степеньЮго-восточный университет (США) |
23 сентября 2004 | Почетная докторская степеньУниверситет Майами (США) |
24 сентября 2004 | Почетная докторская степеньУниверситет Пуэрто-Рико (Пуэрто-Рико) |
27 сентября 2004 | Почетная докторская степеньУниверситет Коста-Рики (Коста-Рика) |
5 октября 2004 | Золотая медальГосударственный мексиканский университет (Мексика) |
7 октября 2004 | Почетная докторская степеньИберо-американский университет (Мексика) |
27 июля 2005 | Премия мира земли ХессеПарламент земли Хессе (Висбаден, Германия) |
12 августа 2005 | Премия мира фонда «Манхай»Фонд «Манхай» (Южная Корея) |
25 сентября 2005 | Почетная докторская степеньУниверситет Ратгерс (Нью-Джерси, США) |
6 ноября 2005 | Премия «Сострадание и вдохновение»Американский гималайский фонд (Сан-Франциско, США) |
16 февраля 2006 | Премия Бен ГурионаУниверситет имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве (Израиль) |
4 мая 2006 | Почетная докторская степеньУниверситет Сантьяго (Сантьяго, Чили) |
9 сентября 2006 | Почетное гражданство Канады (Канада) |
19 сентября 2006 | Почетная докторская степеньУниверситет Буффало (Нью-Йорк, США) |
14 октября 2006 | Почетная докторская степень в области биологииУниверситет Третьего Рима (Рим, Италия) |
10 декабря 2006 | Орден Белого Лотоса (Республика Калмыкия, Россия) |
9 мая 2007 | Почетная докторская степеньКолледж Смита (Нортамптон, США) |
12 мая 2007 | Премия журнала «Бильд» (Германия) |
8 июня 2007 | Почетная докторская степеньУниверситет Южного Креста (Мельбурн, Австралия) |
20 сентября 2007 | Почетная докторская степеньМюнстерский университет (Мюнстер, Германия) |
8 октября 2007 | Награда «Ахимса»Институт джайнологии (Лондон, Великобритания) |
17 октября 2007 | Золотая медаль Конгресса США(Вашингтон, США) |
22 октября 2007 | Президентское почетное профессорское званиеУниверситет Эмори (Атланта) |
14 апреля 2008 | Почетная докторская степеньУниверситет Вашингтона (Сиэтл, США) |
20 мая 2008 | Почетная докторская степеньЛондонский Университет Метрополитен (Лондон, Великобритания) |
13 июля 2008 | Почетная докторская степеньЛихайский университет (Вифлеем, США) |
Нобелевская премия мира
Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Его Святейшеству Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что
«Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа»
10 декабря 1989 года Его Святейшества Далай-лама принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всем мире, а также от имени тибетского народа. «Эта премия, – заявил Его Святейшество, – подтверждает нашу убежденность в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьется освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».
Его Святейшество также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае:
«В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации»
Простой буддийский монах
Его Святейшество часто говорит: «Я – всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он ведет жизнь буддийского монаха.В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жесткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой.
Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит свое любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:
Покуда длится пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.
Офис Его Святейшества Далай-ламы (www.dalailama.com)